РЕКЛАМА

Новая виртуальность 2

Андрей Хришкевич

зампредседателя Псковского облсовпрофа

Новая виртуальность 2

Продолжаем с карандашом в руках изучать работу кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, юбиляра Дмитрия Анатольевича Медведева. Как и было анонсировано в первой «Виртуальности», сегодня речь пойдет о вопросах, возникающих при знакомстве с выводами Председателя Правительства РФ о необходимых изменениях бюджетной сферы.

А не замахнуться ли нам на Вильяма,

понимаете ли, нашего Шекспира?

                 (Из к/ф «Берегись автомобиля», 1966)

            Продолжаем с карандашом в руках изучать работу кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, юбиляра Дмитрия Анатольевича Медведева. Как и было анонсировано в первой «Виртуальности», сегодня речь пойдет о вопросах, возникающих при знакомстве с выводами председателя правительства РФ о необходимых изменениях бюджетной сферы.

            Начнем с того, что Дмитрий Анатольевич прямо констатирует: «На передний план в экономической и политической повестке выходит рост неравенства – и как фактор, напрямую влияющий на уровень социально-политической стабильности, и как возможный ограничитель экономического роста», «…принципы социального государства, заложенные более века назад, уже отстают от современных реалий». Следует ли из такого понимания реальности, что Правительство РФ, видя возможные негативные последствия роста неравенства (а профсоюзы России неоднократно обращали внимание властей на вопиющие факты кратности превышения доходов самых богатых с доходами…, нет, не самых бедных, а практически всего остального населения страны), будет с этим бороться?

             Нет! Пока мы наблюдаем, что правительство не видит ничего страшного в том, что отдельные ГОСУДАРСТВЕННЫЕ топ-менеджеры имеют заработную плату в 168 000 рублей В ЧАС, а минимальный размер оплаты труда для всех остальных трудящихся В МЕСЯЦ, в нарушение действующих законов страны (ТК РФ), никак не может достигнуть прожиточного минимума.

            При этом практически все эксперты говорят о том, что для развития страны и увеличения ВОСПРОИЗВОДСТВА ее трудового капитала МРОТ должен составлять НЕ МЕНЕЕ уровня 1,5-2 прожиточных минимумов. Ведь работник должен не только восстановить свои затраченные силы, но и прокормить, одеть, обуть, обучить ребенка. При доходе в полтора прожиточных минимума два родителя еле-еле (ведь это МИНИМУМ) могут обеспечивать одного ребенка. О каком росте населения при такой «заботе» государства о людях может идти речь?

              Правда, чиновники нашли способ для самоуспокоения и манипулирования общественным сознанием. Уже давно никто не говорит о цене ставки заработной платы работника бюджетной сферы. Как медитативная мантра повторяется: «В среднем работник получает…», и далее следуют некие цифры, полученные от сложения зарплат топ-менеджеров и всех остальных. А получается красиво: средняя цифра будет больше, чем заработная плата 60-70% работников. Притом что значительная часть этих работников работает на 1,5-2 ставки.

           Дмитрий Анатольевич видит возможности «формирования нового социального государства» в следовании «индивидуализации предоставляемых услуг (образования и здравоохранения прежде всего)». Каким же путем предлагается добиваться индивидуализации? «Приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, разработка так называемых протоколов лечения (клинических рекомендаций по оказанию медпомощи), развитие телемедицины…».

           Вот как-то комментарии на такие перспективы возникают только такие, которые в приличном обществе ни произносить, ни печатать нельзя. Кашпировский и Чумак уже определенное количество лет назад показали перспективы «телемедицины»… Население совсем другой страны сидело у телевизоров и «заряжало воду и вазелин», которые сразу приобретали чудодейственный эффект, вследствие чего всё «срасталось и рассасывалось». Сегодня стараниями «доктора Комаровского» и других «светил» телемедицина продолжает «оздоравливать» определенные категории населения.

            Ранее «Точка зрения» уже рассматривала бодрые рапорты чиновников псковского здравоохранения о создании 100 домашних хозяйств в области, прошедших обучение и получивших «комплекты первой медицинской помощи». Также мы отмечали, что устанавливаемые чиновниками нормативы на содержание постов скорой помощи, возможно, отвечают реалиям «Южного Бутова», но не отвечают требованиям регионов. По имеющимся нормативам один круглосуточный пост скорой помощи полагается на 10 000 жителей.

         Значительная часть муниципалитетов Псковской области не могла бы себе позволить такую роскошь. Во многих районах области, с транспортным плечом от райцентра до отдаленных деревень в 50-70 км, менее 10 000 населения. И населения пенсионного возраста. Всё это в относительно небольшой по площади Псковской области. Что сказать о субъектах с площадью, как ранее говорили, «в три Франции»? Действительно. Зачем содержать скорую помощь, оплачивать топливо?

                 Дешевле и проще «развивать первичную медицинскую помощь», закупив жгуты, перекись водорода и бинты и «выдать комплекты специально обученным домовым хозяйствам». А при заболеваниях как добраться пожилому человеку к врачу, которого и в райцентре нет? Даже ФАП закрыт. А «мобильный ФАП» за год приезжал в вашу деревню два раза? Видимо, следовать нетленному произведению Леонида Филатова: «Скушай заячий помет, он ядреный, он проймет…»

                  Модернизацию здравоохранения Дмитрий Анатольевич видит также в том, что «развитие конкуренции между врачами, как и между медицинскими учреждениями, – один из важных факторов, делающих привлекательной страховую модель здравоохранения… реально страховая модель возможна, если будут четко и понятно для людей определены государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи». Прекрасные слова и благие намерения. Однако «гладко было на бумаге».

             Возвращаемся к провинциальному жителю, не проживающему в областном или районном центре. Его социальный портрет, например, в Псковской области: женщина за 60 лет, пенсионерка, живущая преимущественно подсобным хозяйством, возможна подработка на 0,25-0,5 ставки в бюджетном учреждении. До райцентра …-дцать километров, пригородное железнодорожное сообщение отменено, автобус в лучшем случае 1-2 раза в неделю. Попутного транспорта практически нет. Нет работающих сельскохозяйственных предприятий. Если только летом дачники подвезут.

          Добравшись на автобусе (напоминаем, который идет 1 раз в неделю) до райцентра, узнаем, что «конкуренция между врачами» такова: нужного врача в оставшемся в райцентре отделении межрайонной больницы нет. «По графику» он приезжает в филиал два раза в месяц в дни, когда автобус из нашей деревни не ходит.

        До межрайонной поликлиники еще километров 40. Частные маршрутные такси ходят чаще нашего автобуса – 2-3 раза в день. Но никаких льгот у частника нет. Проезд за полную стоимость.

        Добравшись до межрайонной поликлиники, узнаем, что сегодня нужный нам врач не принимает, по любой причине: в другом филиале, на совещании в областном центре, на больничном, уволился (нужное подчеркнуть).

          В областном центре в консультационной поликлинике при областной больнице врачи-специалисты принимают только ПО НАПРАВЛЕНИЮ лечащего врача. Пока нет направления, туда и ехать не стоит. Что делать потребителю «доступных медицинских услуг»? Возвращаться домой и ждать «естественного прекращения течения болезни». Либо «само пройдет», либо «добро пожаловать на муниципальное, пока еще доступное, кладбище». Исходя из данной зарисовки, возникает вопрос: какие меры предпринимает правительство для реализации конституционного права данного гражданина на охрану его здоровья?

             Как видим, рассмотрение только одного из секторов бюджетной сферы по объему оказалось весьма значительным. В связи с этим позволим себе оставить рассмотрение образования, культуры и социальной сферы за пределами «Новой виртуальности».

        На наш взгляд, приведенные «Точкой зрения» аргументы в этих двух частях показывают, что теоретические посылы модернизации государства зачастую не учитывают, а порой и просто противоречат практическим реалиям, существующим за пределами МКАД.

        И, исходя из этих посылов, напрашивается вывод. Правительство РФ должно осуществлять обратную связь с регионами не только на основе отчетов региональных чиновников, но и с привлечением информации от общественных организаций. В производственной сфере это в первую очередь профсоюзы. Участие представителей Правительства в РТК и взаимодействие ряда министерств с отраслевыми профсоюзами почему-то оказывается менее важным, чем теоретические «рекомендации» Министерства финансов. Не пора ли Правительству внимательнее прислушиваться к народу?

 

 

Голосов пока нет